четверг, 29 января 2015 г.

Выполнение домашнего задания

Выполнение домашнего задания




  Домашнее задание – одна из составляющих школьной жизни.


Объем и уровень сложности домашнего задания обычно разумно регламентирован учителем. Однако многие школьники затрачивают на выполнение домашнего задания значительно больше времени, чем рассчитывает учитель. Ну, а если ребенок испытывает те или иные затруднения в обучении, то и выполнение домашнего задания затягивается до позднего вечера, либо оно не делается совсем.

Безусловно, здорово, если ребенок сам может организовать себя и не просит помощи взрослого. Однако это – большая редкость.

Как помочь ребенку научиться учиться, легко справляться с домашним заданием?

            Прежде всего, надо помнить, что, выполняя домашнее задание, ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. А значит начинать надо с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Дневники обычно заводятся со 2 класса. Учитель, конечно, проверяет дневники, следит за их ведением, но... Основная роль принадлежит в этом именно родителям. Думаю, многим знакома картина, когда ребенок приходит домой и не знает, что же было задано на дом. Приходится звонить одноклассникам. Узнав задание, ребенок начинает его выполнять, а вот запись в дневник не делается. Ребенок обязательно должен под контролем родителей запись сделать. Почему так трудно научить ребенка пользоваться дневником? Дневник – основной его документ. У отличников, обычно, дневники ведутся систематически аккуратно. Если же ребенок учится не очень хорошо, то и дневник обычно выглядит не лучшим образом. Мы, взрослые, должны понимать, что в дневнике отмечается весь негатив школьной жизни:
не очень хорошие оценки, а получить всегда хочется хорошую;
замечания, а не очень хочется, чтобы родители знали об этом;
домашнее задание должно быть записано, а выполнять его совсем не хочется;
расписание, которое сразу напоминает о том, что надо идти в школу, что до каникул еще далеко.

           Вот и старается ребенок лишний раз этот дневник не открывать. А если родители еще и за оценки плохие ругают, так вообще, по мнению многих детей, дневник оставлять лучше дома, авось пронесет.


Правила для взрослых
№ 1. Не всегда стоит ругать ребенка за плохие оценки.


№ 2. Начинать выполнение домашнего задания необходимо с просмотра дневника. Если не все задания записаны, необходимо записи восполнить.

№3. Необходимо дать понять ребенку, что дневник – не враг, а друг. Да, в школьной жизни всякое бывает. Всем трудно, когда учатся. Плохая оценка констатирует факт, что пока ты этому не научился, но мы вместе справимся. У тебя не очень хорошо получается осваивать математику (литературу и т.п.), но ты отлично умеешь вышивать (рисовать...).

№4. Контролируйте заполнение дневника на неделю вперед.
Некоторые предметы бывают не каждый день. Иногда задание дается на следующую неделю. Некоторые дети просто теряются, не знают, куда записать, долго ориентируются и не успевают.
Если меняется расписание, пусть ребенок сам сделает пометки карандашом, заранее нацелит себя, куда надо записать задание.

№5. Приучайте ребенка к аккуратности. Дневник – документ. Вести его надо аккуратно.

 С чего надо начинать при выполнении домашнего задания?


        Прежде всего, необходимо посмотреть весь объем и уровень сложности. Расписание уроков лучше сверять с расписанием посещаемых кружков и семейным досугом. Иногда можно что-то сделать не накануне, а в тот день, когда уроков задается меньше (например, такие предметы, которые бывают 1 – 3 раза в неделю).
Оценивая объем и уровень сложности, ребенок планирует свою деятельность.

          С какого предмета начинать? Наверное, с самого трудного и объемного. Родители, наблюдая за работоспособностью и утомляемостью ребенка, могут сами выбрать оптимальный вариант. Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше – прогулки. Просмотр телевизора – не отдых.

         Далее необходимо подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранному предмету. Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как ребенок делал в школе.

          Важно научить ребенка пользоваться письменной инструкцией. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать. Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки. Нужен ли черновик? Да, необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается.


          Существует мнение, что если ребенок допустил ошибки, он должен переписывать до тех пор, пока ошибок не будет. Это – глубокое заблуждение. Прежде всего, всю работу надо разобрать, подготовить ребенка к работе, нацелить на то, что сделать надо сразу и как можно лучше.

Как быть, если ребенок не может выполнить задание, потому что не усвоил данную тему? Попробовать еще раз объяснить. Как правило, домашнее задание значительно проще или аналогично материалу классной работы.

          Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал. Помощь родителей необходима, даже если изучаемый материал преподносится с другой точки зрения, иными приемами. Главное – донести суть. Объяснить – не сделать за него. Нет смысла подсказывать.


Об организации рабочего места.

          Безусловно, замечательно, когда у ребенка есть своя комната, рабочий стол и все необходимое. Но ребенок не должен быть один. А далеко не все родители имеют возможность сидеть рядом довольно длительное время. Вот и перебираются наши детки со всем своим скарбом на кухню к маме или к дивану папы.

         Надо помнить, что во время выполнения уроков ребенку ничто не должно мешать. Нельзя взрослому, сидя рядом с ребенком, в это время смотреть телевизор.

         Ребенок должен удобно сидеть. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку.

         До какого возраста надо помогать ребенку? Да пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность. Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрей. Придется сидеть рядом, пока ему это необходимо. Надо приучать ребенка не терять ни одной минутки
.

         Старайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Нельзя младшему школьнику сидеть за уроками более 2 часов.

         После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

         Приучайте ребенка к аккуратности во всем. Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.

        Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности.  Самостоятельность формируется постепенно.
        Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним. Постепенно ребенок научится делать все сам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий