пятница, 23 октября 2015 г.

Он какой-то не такой?... характер вашего малыша.

8 основных типов характера детей и мини-тест в подарок!



Меня в его годы было не вытащить со двора, гонял с ребятами в футбол, был заводилой… А он? Сидит дома, компании ему неинтересны, спорт его не привлекает…» Часто родители недоумевают: ну почему их ребенок такой? Почему, несмотря на все усилия, он ведет себя совершенно иначе, чем от него ожидали, и ни в какую не поддается изменениям его ритм жизни. В чем же дело? Ваше чадо как будто не ваше… А имеет ли смысл его перекраивать?..


С тех пор, как античный врач Гиппократ в V веке до нашей эры впервые описал 4 типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), всевозможных классификаций существовало немало. Ученые разных специальностей проводили массу исследований, пытаясь найти физиологические (связанные с особенностями функционирования организма) основы темперамента. В то же время философы, психиатры и психологи детально описывали поведение людей и темпераментов. Но сколь ни различались бы описания характеров у разных специалистов, сомнений в том, что люди с самого рождения имеют уже свой, нет. А темперамент же рассматривается у большинства ученых как природная основа характера.

Не будем погружаться в науку и приведем одну из современных классификаций типов характера, сделанную знаменитым российским психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер в ее книге «У нас разные характеры. Что дальше?».

Знакомясь с описаниями 8 основных типов характеров, нужно иметь в виду:

1. Люди отличаются по степени выраженности свойств характера. Сильную выраженность в психологии называют акцентуацией. Такого человека легко и сразу можно отнести к тому или иному типу. У других людей свойства характера как бы сглажены, они не демонстрируют их явно. Чаще всего ярко выраженные свойства того или иного характера бывают у подростков, и с возрастом они сглаживаются.

2. Нет плохих или хороших характеров. У каждого есть свои плюсы и минусы, свои слабые и сильные стороны. Их знание помогает выстроить общение с человеком, ну и, безусловно, имеет огромное значение в воспитании ребенка.

3. В человеке могут присутствовать черты нескольких типов одновременно.

Тип первый: гипертимы

Ребенок-гипертим – подвижный, энергичный, коммуникабельный. У него обычно приподнятое настроение, хороший аппетит и здоровый сон. Такие детишки быстро адаптируются к новой обстановке, проявляют решимость в сложных условиях. Они легко знакомятся, идут на контакт и обладают даром общения. Детям-гипертимам, как и взрослым такого склада характера, свойственны неисчерпаемое жизнелюбие, оптимизм, они разговорчивы, иногда даже чрезмерно. На болтливость именно таких малышей жалуются учителя. Родители должны понимать, что у гипертимов существует сильная потребность высказаться, выговориться, поэтому часто они «думают вслух», им сложно удержаться, чтобы не озвучить любую пришедшую в голову мысль.

Эти дети, как правило, улыбчивы, доброжелательны и вызывают у окружающих расположение. Они отличные организаторы и умеют заражать своим энтузиазмом других. Часто выступают миротворцами, терпимы к недостаткам других. Но и к себе они не слишком требовательны, могут многое делать на скорую руку, тяп-ляп, основательность – не их черта. Им скорее свойственна некоторая поверхностность во всем. Такие дети переменчивы не только в своих намерениях, но и в своих увлечениях. Часто переключаются на другое занятие, не завершив предыдущее.

Гипертимы инициативны и изобретательны, совсем не переносят однообразие, ожидание. Такой ребенок не будет сидеть один, погруженный в свои мысли, или корпеть над каким-то делом. Гипертиму необходимо «действо», развлечение, ему постоянно нужно куда-то прикладывать свою энергию. Взрослые должны это осознавать и соответствующим образом организовывать досуг своих неутомимых и неусидчивых чад. Эти дети сверхэмоциональны. Няню такому ребенку лучше выбирать молодую, а идеальный взрослый спутник для такого «энерджайзера» тоже гипертим. Детям-гипертимам, как и взрослым, свойственно стремление к самостоятельности и свободе. Контроль и принуждение они переносят с большим трудом, родственникам нужно проявлять чудеса изобретательности, чтобы не наткнуться на ярко выраженный протест своего чада.

Столкнувшись с затруднением или препятствием, гипертимы, как правило, не впадают в уныние, а мобилизуются. Они могут реагировать эмоциональными вспышками, после которых довольно быстро остывают, просят прощение.

В школе гипертимы не испытывают серьезных проблем, быстро схватывают все новое, легко переключаются. Но у них бывают проблемы там, где требуются усидчивость и длительное сосредоточение. При этом чем дольше и монотонней работа, тем труднее ее выдержать такому ребенку. Так, чтобы избежать дезадаптации, возникающей из-за монотонности работы, таким детям можно давать задания и поручения во время урока, они с удовольствием их выполнят.

Кроме того, родителям нужно знать, что гипертимы могут легко переходить границу между дозволенным и недозволенным, нарушать правила. В школе им свойственно быть заводилами и не в самых примерных начинаниях: убежать с урока, «насолить» учителю и т.д.

Это важно
  • Родители должны помогать ребенку-гипертиму в организации себя (но помощь осторожная, малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что каким-то образом ущемляется его самостоятельность).
  • Старайтесь разделять его интересы, чтобы направлять неуемную активность в нужное русло, и вообще следить за частой сменой его наклонностей.
  • Будет просто замечательно, если у ребенка найдется «для компании» взрослый-гипертим. Отлично, если в семье мама, папа или кто-то из бабушек-дедушек, дядейтетей такие же по темпераменту. От общения с «близким по духу» малышом они сами будут получать огромное удовлетворение.
  • Учите ребенка уважать чувства других, сдерживать свою потребность в общении.

Тип второй: замкнутые

Главные свойства детей этого типа – закрытость и отгороженность от внешнего мира. В этом они полная противоположность предыдущим товарищам – гипертимам. Люди этого типа уже с детства отличаются погруженностью в себя, в свои мысли, фантазии и мечты. При этом в отличие от гипертимов, которые легко и с удовольствием говорят все, что приходит в голову, они значительно более сдержаны и поэтому нередко остаются непонятыми.

В коллективе замкнутые чаще всего молчаливы, держатся особняком. Им сложно рассказывать о себе, обычно круг их контактов очень мал. В общении они чувствуют себя неловкими и неумелыми. Полностью спокойно таким детям только наедине с собой. Но все это вовсе не означает, что им не нужно общение, нередко они страдают от его недостатка, но совершенно не в состоянии сами его инициировать. Такие дети не тянут руку, чтобы их спросили с места, даже когда знают ответ на вопрос учителя. Они нередко остаются в классе на переменке, вместо того чтобы вместе со всеми бегать по коридору, играть в шумные игры. Им, может, и хочется присоединиться к группе, но неловкость и неумелость не позволяют им этого сделать. И вот тут как раз помощь других детей или учителя может оказаться полезной. Правда, сделать это надо тактично и очень мягко, продуманно. Родители также должны помогать таким дочкам и сыновьям влиться в компанию, приобрести друзей. Для этого нужно брать на себя роль посредников в общении. Например, они могут пригласить одноклассников в гости на детский праздник, устроить вылазку на природу. Другая отличительная черта таких детей – их чувствительность и ранимость. Близкие должны быть особенно чуткими с ними – любая несправедливость, грубое слово очень больно отзываются в их душе. То, чего гипертим даже не заметит или что через минуту забудет, замкнутый ребенок будет очень долго и остро переживать.

Кроме этого, родители замкнутых детей должны знать, что их малышам непросто понимать чувства других. Не надо ждать, что они сами догадаются о ваших переживаниях (например, обиде, разочаровании), лучше сказать о них прямо.

Кстати, со словами при этом будьте осторожны. Так как такие дети обращают внимание именно на слова, а не на интонацию или выражение лица. Так, ваша реплика «Ну ты просто ужасный мальчик!», сказанная на эмоциональном подъеме, будет воспринята в буквальном смысле. Ребенок может потом весь день переживать, что «он ужасный», в то время как другой малыш по выражению лица родителя поймет, что в этих словах нет оценки, есть только реакция на какую-то проделку.

Дети закрытого склада характера легко принимают правила и следуют им. Таким ребятам нравится, когда их обязанности четко расписаны. У них вызывают тревогу все «внештатные» ситуации, когда нужно отступать от правил.

Принципиальность – еще одна отличительная черта характера замкнутых.

Замкнутые люди недостаточно гибки. Всякие отступления от правил дома или на работе вызывают у них раздражение.

Замкнутые дети часто равнодушны к «модным» у сверстников игрушкам, развлечениям. Их увлечения индивидуальны, часто могут быть весьма экстравагантны.

Это важно
  • Не следует пытаться вторгаться в личное пространство таких детей. А если они сами решат доверить вам свое сокровенное, свой мир, то нужно быть предельно осторожными. Неделикатные замечания отдалят вас.
  • Не стоит приставать к таким малышам с расспросами и сравнивать их с более открытыми и раскрепощенными детьми.
  • Избегайте критиковать замкнутых детей – это способствует еще большей замкнутости.
  • Важно понимать, что, несмотря на свои особенности, эти мальчики и девочки, как и все остальные, нуждаются в любви и ласке родителей. И ее обязательно нужно им показывать: телесные контакты, ласки, объятия, нежные и любящие взгляды.
  • Старайтесь подбирать близкое окружение, которое не будет «лезть в душу» (например, няню, классного руководителя и т.д.). То есть нужно следить, чтобы вашему замкнутому ребенку было комфортно – в этом случае особенности его характера с возрастом будут сглаживаться.



Тип третий: напряженно-аффективные

Другое название этого типа «напряженно-взрывчатый», или просто «напряженный». Слова «взрывчатый» и «аффективный» в названии типа связаны со способом выражения негативных эмоций. Эти люди их копят, затем разряжаются в аффективном взрыве по самому неожиданному или ничтожному поводу. Но в отличие от гипертимов, которые быстро взрываются и быстро остывают, у этих людей закипание происходит медленно, а кульминация напоминает извержение вулкана.

Среди людей этого типа можно встретить как весьма успешных, так и неуживчивых. То, каким вырастет такой ребенок, во многом зависит от родителей.

Эти дети трудолюбивы, основательны, выполняют свою работу тщательно, обращают внимание на мелкие детали, правда, порой застревают на них. Им несвойственно страдать комплексом неполноценности, напротив, ощущение важности собственной личности делает их часто авторитарными людьми. Напряженно-аффективные личности часто склонны к пессимизму, мрачности, вспышкам гнева, эгоизму, конфликтности, вечному недовольству. Эта конфликтность прежде всего обусловлена сосредоточенностью лишь на собственных интересах. Особенно сильно это проявляется, когда им кажется, что ущемляются их интересы.

Ребенку с подобным типом характера приходится затрачивать особые усилия, чтобы контролировать свои эмоции и быть внимательным к потребностям других, родители должны учить его этому с детства, иначе из него может вырасти амбициозный неуживчивый эгоист, пусть и сделавший великолепную карьеру.

Родственники могут обнаружить у ребенка признаки напряженно-аффективного характера еще до школы. Эти дети капризны, упрямы, а нередко даже агрессивны. У них часто меняется настроение, а если они «встали не с той ноги», то могут испортить день всей семье.

Такие дочки-сыночки ревниво относятся к своим вещам, игрушкам, никому их не дают, в играх любят командовать и, чтобы эту потребность было легче реализовать, выбирают в качестве партнеров для игр не сверстников, а ребят помладше.

Родители должны тщательно следить за развитием моральных качеств ребенка с таким складом характера, не допускатьего авторитарных замашек в общении с одноклассниками, друзьями во дворе, пренебрежительного отношения к пожилым людям, животным. Этот тип детишек больше всех остальных нуждается в морально-эстетическом воспитании. Если пропустить момент, в подростковом возрасте они могут попасть в сомнительные компании, в общем, пойти в разнос.

Это важно

  • Поощрять позитивные свойства детей с напряженно-аффективным характером: их энергию, трудолюбие, упорство, настойчивость в достижении поставленных целей. Поддерживая ребенка во всех конструктивных начинаниях, развивая его интересы, предлагая активный досуг, родители могут вырастить «будущего президента» если не страны, то как минимум успешной компании.
  • Родители должны помнить, что для такого ребенка крайне важен его личный успех, поэтому, выбирая дополнительные занятия, стоит остановить свой выбор на «одиночных», а не групповых (командных) видах.
  • При этом не менее важно учить маленького эгоиста заботиться о других. Не уставайте предлагать ребенку оказать помощь старушке (например, донести сумку), успокоить плачущего малыша, уступить место в транспорте. Не забывайте про личный пример, который, как известно, оказывает более эффективное действие, чем слова-увещевания. Сходите с сыном или дочкой в приют для животных, подайте милостыню бабушке или оплатите на кассе пенсионеру покупку в магазине.
  • Не позволяйте ребенку устраивать аффективные истерики в общественных местах. Это должно быть в вашей семье под жестким запретом. Малыш должен знать, что в случае непослушания обещанное наказание не будет отменено и что вы не измените своего решения.
  • Научитесь выслушивать чадо, ему важно осознавать, что его мнение в семье ценят. Одним словом, проявляйте спокойную твердость и старайтесь не вступать в конфронтацию. С детьми данного типа характера это практически бесполезно. Их гнев и протест может быть настолько сильным, что вам придется все равно уступить. Если уступки с вашей стороны будут вновь и вновь повторяться, ваш ребенок почувствует власть над вами, и ситуация может стать критической. Ищите другие способы взаимодействия с таким ребенком.



Тип четвертый: тревожные

Люди этого типа обладают повышенной чувствительностью и быстрой нервной истощаемостью, непрочной ЦНС. Они хуже всех остальных справляются со стрессами, нагрузками, им недостает энергии. При этом нервная организация обладателей этого типа характера настолько тонка, что они чувствительны ко всем событиям, происходящим вокруг них.

Дети такого типа обычно послушны, это так называемые «домашние малыши». Однако у них часто бывает плохой аппетит и неспокойный, тревожный сон. Утром им бывает очень тяжело встать, а вечером – уснуть.

И крохи, и взрослые этого типа полны всевозможных страхов, они беспокоятся по любому поводу, поэтому крайне нуждаются в поддержке и словах, которые их могут успокоить. Родители должны это иметь в виду и не забывать помогать своим тревожным малышам избавляться от изматывающих страхов. Особое внимание на это должны обратить отцы тревожных мальчиков – воспитывать из них бесстрашных «воинов» опасно, это может привести к нервно-психическим заболеваниям.

Как правило, такие детишки довольно замкнутые, но эмоционально теплые, отзывчивые, очень привязчивые и доверчивые.

Родители также должны осознавать, что слабость их нервной системы ведет к повышенной утомляемости, поэтому, несмотря на свойственную им ответственность и старательность, они редко бывают эффективны в учебе.

Дети психастеники
Среди группы тревожных в особую подгруппу выделяют психастеников. Такие дети отличаются крайней степенью нерешительности. Им тяжело дается выбор и принятие решения в любых ситуациях. Они могут долго сомневаться по любому, даже самому ничтожному поводу. И, безусловно, эта нерешительность отражается на их школьной жизни. Поднять руку на уроке, чтобы высказать свое предположение в ответ на вопрос учительницы, для них серьезная проблема. Даже зная ответ, эти малыши не проявляют активности и ждут, чтобы их спросили.
Астеники могут часто болеть, они склонны к хроническим заболеваниям, что, естественно, не делает их сильнее. Поэтому таких детей с самого раннего возраста обязательно нужно приучать к спорту и закаливанию (корректируя таким образом их природную слабость).
Кроме этого, таким мальчикам и девочкам свойственна постоянная тревога за жизнь и благополучие близких. Например, им постоянно может казаться, что с мамой что-то случится или что кто-то может заболеть неизлечимой болезнью, попасть в катастрофу и т.д. И если детишки других типов характера быстро отгоняют подобные мысли, психастеники на них фиксируются, не могут уснуть, ждут возвращения родителей, волнуются. Такие навязчивые мысли, безусловно, еще больше истощают их. Родителям этих деток нужно чаще вспоминать о повышенной тревожности своих чад и по возможности развеивать их страхи, которые, кстати, редко бывают высказаны вслух, а держатся в себе.


Эти дети очень чувствительны к критике и оценкам со стороны. А так как представители более энергичных типов характера зачастую оценивают их как «слабаков», у тревожных малышей часто развивается неуверенность в себе, а также так называемое «ущемленное самолюбие». Они склонны оценивать себя как ни на что неспособных неудачников.

Эти детишки не стремятся стать лидерами, и их не следует к этому принуждать. Повышенная ответственность, беспокойство за результаты и быстрая истощаемость в совокупности ведут к тому, что в роли лидера им крайне некомфортно, а это и становится причиной различных заболеваний.

Детей тревожного склада характера не привлекают шумные компании и новые знакомства. Они любят тихие занятия (рисование, лепку, конструирование), отлично находят общий язык с животными.

Тревожному ребенку будет еще труднее, чем другим, справиться с мыслью, что он в чем-то не оправдал ожидания родителей, поэтому нужно быть крайне осторожными в высказывании своих пожеланий относительно его успехов.

Это важно

  • Учитывать нервно-психическую истощаемость тревожных детей. Не перегружать их дополнительными занятиями. Им необходим щадящий режим.
  • Знать о повышенной ранимости тревожных детей. Публичная критика неприятна для всех, но в отношении них она просто недопустима, так как может привести к развитию невроза.
  • С уважением относиться к их повышенной ответственности, не высмеивать их чувствительность, осторожность, часто мнительность.
  • Родители должны прилагать все усилия, чтобы повышать самооценку таких детей и всеми возможными способами переключать их вечное недовольство собой в конструктивное русло.
  • Помнить, что тревога за близких может доводить таких малышей до панического страха, и не давать поводов для этой тревоги.
  • Понимать, что такие дочки-сыночки очень переживают из-за отметок, теряются при ответе у доски. Помогать им справиться с подобными переживаниями.
  • Эмоциональная теплота – то, что должны получать эти дети как дома, так и в школе. При поступлении в 1-й класс родители должны подобрать для такого ребенка мягкую, эмоционально теплую и внимательную учительницу.
  • Помнить о склонности к заниженной самооценке, поэтому стараться всегда замечать все, даже самые незначительные их достижения. Перехвалить такого ребенка невозможно.
  • Не поощрять склонность к ипохондрии и «уход» в болезнь. Да, эти дети болезненны, но задача родителей – не превратить ребенка в тепличное растение.
  • Поддержка – главное, в чем нуждаются тревожные мальчики и девочки. Если ребенок этого типа начинает себя вести плохо – это верный знак недостатка внимания и тепла.

Не нашли тип темперамента своего дочки или сына в выше перечисленных – не забудьте купить следующий номер. В нем мы расскажем еще о четырех типах характера детей: демонстративном, эмоционально-лабильном, неустойчивом и конформном.

Мини-тест "Вы – диктатор?

Этот мини-тест покажет, насколько вы авторитарны в воспитании

1. Я считаю своим долгом контролировать все поступки своего ребенка.

2. Уверен(а), что ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

3. Не сомневаюсь, что соблюдение режима дня – неотъемлемая составляющая правильного воспитания.

4. Родителю виднее, чем должен заниматься его ребенок.

5. Я постараюсь приложить все усилия, чтобы мой сын (дочь) достиг всего того, что мне не удалось добиться в жизни.

6. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

7. Демократичность в воспитании, как правило, имеет дурные последствия.

8. Строгая дисциплина в детстве гарантирует формирование сильного характера.

9. Став взрослым, ребенок отблагодарит меня за строгость в его воспитании.

10. Считаю, что сын (дочь) должен твердо знать, что за нарушением установленных мною правил неминуемо последует наказание.

За каждый утвердительный ответ начислите себе по 1 баллу: Высокие баллы (6–8) в этом мини-тесте показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, задавая очень строгие дисциплинарные рамки и требуя от него беспрекословного послушания. Навязывание всегда и во всем собственной воли может привести к подавлению личности маленького человека. Вопреки ожиданиям, из такого малыша может вырасти слабая и несамостоятельная личность, склонная к тому же к асоциальному поведению.

Низкие баллы (1–2) по этой шкале свидетельствуют о том, что взрослый недостаточно контролирует действия ребенка. Это может не лучшим образом отразиться на результатах обучения и воспитать в сыне или дочери не свободную (как ожидается родителем), а абсолютно не приспособленную к жизни в социуме личность.

Информация взята с сайта http://www.shkolnik.domlad18.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий